Ассоциация "Региональное строительство"
 Главная
Ассоциация
Деятельность
Все новости
Пресс-центр
Контакты
 
Follow Me On Twitter

Юрий Кроленко: «Харьков- город, который люблю и строю»

Ваш дом → Портреты → Юрий Кроленко: «Харьков- город, который люблю и строю»

Юрий Кроленко

Председатель наблюдательного совета АО «Жилстрой-2».

Родился: в 1938 году в Харькове.

Образование: факультет промышленного и гражданского строительства ХИИТ. Академик Международной академии жилищно-коммунального и бытового хозяйства.

Живет: г. Харьков.

Семейное положение: женат. Имеет сына и дочь. Хобби: автомобили, рыбная ловля, путешествия.

Награды: ордена «За заслуги II степени», «За заслуги III степени», «Знак Почета», «Святого Дмитрия Салунского», «Славянская честь», имеет звание «Лидер украинской экономики» и благодарность Кабинета Министров Украины, полномочный представитель Строительной палаты Украины в Харьковской области, Заслуженный строитель Украины.

Конец 40-х. Величайшая держава ХХ века еще не верит, что война - это уже прошлое. В стране - нищета и разруха. И израненные человеческие души, пытающиеся найти себя в иной - мирной - жизни. Как ни парадоксально, но именно эти голодные и неустроенные годы выпестовали плеяду ярчайших личностей, могучих характеров, поколение людей, для которых основополагающей ценностью стала просто человеческая жизнь. Возможно, в этом - понимание сути того времени, и того гигантского рывка 50-60-х годов, который СССР уже никогда больше не смог повторить...

В детстве Юрий Яковлевич Кроленко мечтал стать военным. Впрочем, как и подавляющее большинство послевоенных пацанят. Время космонавтов еще не наступило, и на офицерскую форму мальчишки смотрели с придыханием. К тому же отец - безусловный авторитет в семье и сердце маленького Юры - кадровый военнослужащий. После школы подал документы на авто-тракторный факультет ХПИ. Из 25 возможных баллов набрал 24, и уже считал себя студентом. Но тут в дело вмешалась активно набиравшая обороты советско-китайская дружба. И Юрий, в положенное время явившийся в почти уже «свой» институт, не столько с обидой, сколько с разочарованием увидел в списке зачисленных в ВУЗ не знакомые фамилии «железных» проходников, а длинный перечень странно звучащих китайских имен.

Интернационально воспитанный юноша воспринял такой поворот событий без излишних эмоций и устроился на работу в автомастерскую (благо, отец, армейский автомобилист, помогал осваивать новое незнакомое дело).

Работа давала Юрию не только деньги и известную самостоятельность, но и свободное время для размышлений о собственном будущем. Сегодня в это трудно поверить, но архаично звучащее ныне выражение «Раньше думай о Родине, а потом о себе» в то время воспринималось как само собой разумеющееся. Юрий не просто считал себя патриотом, даже представить не мог, что иное - возможно.

Страна обустраивалась. Индустриальный гигант Харьков покрылся сетью новостроек. Железные крылья кранов стали настолько привычными, что уже воспринимались горожанами как неотъемлемая часть городского пейзажа. И Юрий все чаще задумывался о том, чтобы стать строителем. В этой профессии для него слилось воедино все, о чем он мечтал: интересное дело, нужность стране, размах и величие созидания.

Коренной харьковчанин, уезжать из родного города не захотел, и для учебы выбрал факультет промышленного и гражданского строительства Харьковского института инженеров транспорта.

Сегодня, с высоты полученного опыта, он считает свой выбор не просто удачным, а в чем-то даже судьбоносным. Институт дал молодому специалисту фундаментальное образование, позволившее впоследствии увидеть глобальные тенденции отрасли и находить решения, которые помогли сберечь для города ценнейший кадровый и материальный потенциал. Но об этом позднее.

Твердоватый для некоторых «гранит строительной науки» Юрию пришелся по вкусу. Учился он ровно и студенческие годы прошли без эксцессов. Стройотряды еще не вошли в моду. Зато весьма популярной у студенческой молодежи была целина. И Юрий с удовольствием съездил летом в целинный край, строил там зерноприемный пункт. И неплохой заработок, и, что важнее, бесценный опыт. К руководству работами студентов, понятное дело, не допускали, зато была возможность освоить основные рабочие специальности - узнать стройку «изнутри». Благо, на «дворе» стояла хрущевская «оттепель».

Об этом времени Юрий Яковлевич вспоминает особо. Пропаганда и незнание собственной истории, превратили Хрущева в некий комический кукурузно-башмачный персонаж. Но именно в это время страна из подвалов и бараков начала массово переселяться в нормальные дома.

«То, что «хрущевки» через пару десятков лет начнут складываться и рушиться - ложь, - говорит Юрий Яковлевич. - Да, эти здания неэкономичны.

Теплосберегающие возможности этих домов не отвечают современным требованиям. Они строились во времена, когда об энергоресурсах особо не задумывались, да и стоили те копейки. Сейчас коммуникации в зданиях панельной застройки сплошь и рядом исчерпали свой ресурс и требуют замены. Вот первый глобальный недостаток «хрущевок». Второй - это здания жесткой планировки. «Хрущевки» очень сложно, а иногда невозможно грамотно перепланировать. Поэтому в условиях больших городов, в которых ощущается острый дефицит земли, экономичнее их заменить современными многоэтажками. Хотя и здесь есть свои проблемы. В частности, опасность перенаселения. Современные технологии позволяют «гнать» этажность. Но городская инфраструктура уже сложилась, и изменить ее под новые условия очень сложно и дорого. Поэтому, прежде чем принимать решения о массовом сносе «хрущевок» нужно проанализировать все последствия и все возможные проблемы. А разговоры о том, что эти здания вот-вот рухнут сами - спекуляция чистой воды.

На самом деле - это весьма крепкие строения. И давайте не забывать - именно «хрущевки» позволили СССР решить жилищную проблему. Кто не жил в подвале или переполненной коммуналке, тот никогда не поймет радости человека, получившего «свою», - и нормальную! - квартиру...».

Первые послевузовские годы складывались непросто. После института Кроленко направили на крупную промышленную стройку в Казахстан. Первое впечатление ошеломило молодого специалиста: гигантский котлован глубиной более двадцати метров.

С первого взгляда кажущиеся хаотичными перемещения сотен людей, масса мощнейшей строительной техники. И частью этого грандиозного действа ему предстояло руководить. Дисциплина была жесткой. Не потому, что сотрудникам не доверяли: на стройке работали еще и «зэки». И не «шпана», а отбывающие сроки за серьезные преступления рецидивисты. Подобный контингент понимал только язык силы. Но, как ни странно, оказалось, что подопечные Юрия Яковлевича способны оценить и настоящий мужской характер, верность слову, принципиальность и честность. Молодого инженера «зэки» уважали и к его словам прислушивались.

Это был период в жизни Юрия Яковлевича, когда ему потребовалось проявить все глубинные качества, которые природа в него заложила и о ресурсе которых он, возможно, даже не догадывался. Всю мужскую выдержку, весь свой характер. Жизнь решила испытать молодого инженера на прочность, и подкидывала сюжеты, позаковыристее иных современных сериалов.

Довелось пройти через непонимание, стычки с властями. Ему трудно объяснить, что помогло не сломаться. Может молодость и безграничная вера в свою правоту, может удача и везение на встречи с понимающими и мудрыми людьми. А может просто судьба, у которой на Кроленко были свои виды...

Карьера у Юрия Яковлевича шла успешно, он уже подумывал о том, чтобы «пустить корни» на целинных землях. И снова поворот судьбы. В 1964 году появилась возможность поехать с ответной делегацией в Польшу.

На обратном пути заехал в Харьков - а тут друзья, а тут родители, воспоминания захлестнули... В Павлодар он уже не вернулся.

Первая столица испытывала острую нехватку квалифицированных строительных кадров. В то время в Харьковской области действовало не менее сорока крупных строительных организаций, в которых трудилось около двадцати тысяч сотрудников. На имеющего прекрасную подготовку и немалый опыт инженера спрос был, хотя, по правде говоря, этот опыт и знания Кроленко все же приходилось доказывать. Юрий Яковлевич выбрал Трест № 86. Эта структура занималась промышленным строительством, в том числе оборонного комплекса. И в жизни Кроленко начался новый яркий период. Строили много.

Возводили сложнейшие, программные для города объекты. Например, домостроительные комбинаты - «родителей» сборного строительства в Харькове. В последствии на их базе была создана мощная единая структура. Сегодня Юрий Яковлевич с болью говорит об этом гиганте. И уверен - его можно было сберечь, а значит сберечь сильнейший строительный потенциал и возможность строить доступное жилье не в отдаленном будущем, а уже сегодня. Участвовал Кроленко и в строительстве ХТЗ, и завода имени Малышева и множества других значимых для города объектов.

Демонстрация

«Оттепель» сделала еще одно доброе дело - приподняла сталинский «железный занавес». Хорошо подготовленные советские специалисты оказались востребованы не только в своей стране, но и в дружественном соцлагере. Юрий Яковлевич, уже опытный инженер, оказался подходящей кандидатурой для помощи начинающему обустраиваться социалистическому собрату - Монголии. Пять лет, проведенные в этой удивительной стране, остались ярким воспоминанием. Большую часть времени жили в Улан-Баторе, но удалось и поколесить по стране. Не лишенные хитрецы, но сердечные и гостеприимные монголы советских товарищей встретили радушно.

Почти не измененная людьми природа, бескрайние просторы зеленых степей, безжизненные на первый взгляд пустыни и солончаки, дикие ландшафты горных районов, изумрудные «глаза» озер и, самое главное, - самобытная культура местных жителей, восхитили Юрия Яковлевича. Он впитывал новые впечатления, старался проникнуть в суть незнакомой жизни, понять представления о жизни этого древнего народа. Это странным образом помогало ему строить, сближало с людьми. В местной иерархии советские специалисты стояли на довольно высокой ступени. Довелось близко столкнуться с представителями центральной партийной власти. На открытии очередного построенного объекта Юрий Яковлевич даже пообщался с Генсеком Коммунистической партии Монголии. К слову, монгольские партийные боссы оказались попроще советских, и встреча оставила самые приятные воспоминания.

Перестройка

Из Монголии Юрий Яковлевич вернулся в «Жилстрой-2» на должность главного инженера. Он благодарен и с глубочайшим уважением вспоминает тогдашнего руководителя организации Николая Васильевича Бугрима, и считает его легендой харьковского строительства. В 70-80 годы трест сдавал по 100 тысяч квадратных метров жилья, по две-три школы и детскому саду ежегодно. Этой структурой построены и большинство крупных больниц Харькова.

И уже здесь его застала перестройка.

Фото из семейного архиваФото из семейного архива

Вначале горбачевские реформы восприняли восторженно. Верили, вот он - ветер перемен, настоящая свобода и демократия. Взахлеб читали публикации в «Огоньке», голова шла кругом от одного только перечня маститых имен - Солженицын, Евтушенко, от громких разоблачений и скандальных подробностей из жизни еще недавно священных особ.

Похмелье оказалось горьким. Вдруг исчезли госзаказы, затрещала по швам, казалось, незыблемая хозяйственная и управленческая структура. Страна скатывалась в бездну хаоса. Могучие индустриальные гиганты рассыпались в прах за считаные месяцы.

Наступили тяжелые времена и для «Жилстроя-2». Заказов почти не было, а с ними и денег на зарплату, на приобретение строительных материалов. Кроленко, к тому времени уже несколько лет возглавлявший предприятие, мог уйти в частные структуры на «быстрые и большие деньги». Но он решил иначе. Еще на заре перестройки удалось на последние, стремительно обесценивающиеся рубли, приобрести для треста кое-что из строительной техники.

Собственная материально-техническая база давала небольшое, но все же преимущество. Юрий Яковлевич считает, что это был первый шаг к успеху.

Второй - решение заняться монолитным строительством.

Строительная отрасль лежала в руинах. В ее великое будущее верили единицы. Юрию Яковлевичу повезло - рядом с ним оказались именно такие люди, составившие ядро «Жилстроя-2». Технологию изучали по опыту киевских коллег. На импортную опалубку средств не было, поэтому изготавливали ее здесь, в Харькове по собственным чертежам. И первый монолитный дом в Харькове - появился. Удачный опыт подсказал дальнейшие действия. Следующий монолитный дом строили уже на собственные средства, без привлечения банковского капитала.

Кстати, в одной из квартир этого дома, расположенного недалеко от офиса «Жилстроя-2», семья Юрия Яковлевича живет до сих пор. Так что собственную технологию строительства Кроленко испытал на себе. «Доволен, главное, - дом теплый», - улыбается он на расспросы. Кстати, называя технологию «собственной», мы не оговорились.

«Жилстрой-2» применяет запатентованную технологию сборно-монолитного строительства. Первыми эту разработку предложили белорусы. Но их «ноу-хау» имело существенный недостаток - со временем, в местах сборки, шпонки начинали проседать. Технология «Жилстроя-2» ликвидировала этот недостаток, позволив создать особо прочное соединение.

Используют в компании и хорошо себя зарекомендовавшие еще в советские времена железобетонные плиты предварительного напряжения, имеющие очевидные преимущества по прочности конструкции.

Есть еще один штрих в особенностях зданий «Жилстроя-2» - они лишены «мостиков холода». Специалисты «Жилстроя-2» совместно с учеными предложили технологию, устраняющую эти зоны теплопотерь - вот почему дома, построенные компанией, действительно, теплые. Есть у технологии и еще одно преимущество - экономичность. Именно это обстоятельство позволяет «Жилстрою-2» вести гибкую ценовую политику и предлагать на рынке качественное, но доступное жилье.

Поэтому сегодня компания (в этом году отмечающая свое 65-летие) крепко стоит на ногах: имеет собственное производство бетона, мощный парк строительной и автотехники, отработанную эффективную систему менеджмента. Сложилась она еще в те времена, когда трест выбирался из постперестроечного хаоса. Тогда, для того, чтобы сконцентрировать возможности организации, ее жестко централизовали. Кроленко не гонится за модными названиями: его система управления проста и понятна сотрудникам, а главное, как говорит Юрий Яковлевич, оперативна. «Текучки» в компании практически нет - и это тоже показатель стабильности.

В результате, производственный актив компании вызывает уважение: за последние годы «Жилстрой-2» построил такие примечательные объекты как: здание офиса корпорации «АВЭК», за которое компания удостоена диплома Госстроя, дома на ул. Отакара Яроша, на ул. Ромена Ролана, замечательный комплекс на Гагарина, 1, поликлиника на Северной Салтовке, Дворец пионеров на пр. Тракторостроителей.

Объект строительства «Жилстрой-2»Объект строительства «Жилстрой-2»Объект строительства «Жилстрой-2»Объект строительства «Жилстрой-2»Объект строительства «Жилстрой-2»

Приятно тяжел и портфель заказов на 2008 год: в планах возведение нескольких 23-этажных зданий - новый интересный этап развития компании, современные комфортабельные дома на ул.

Гвардейцев Широнинцев, Сухумской, пр. Гагарина, 43, по пер. Тракторостроителей. Не удивительно, что ожидаемый доход в 2008 году должен составить не менее 300 миллионов гривен.

Но человек, каких бы профессиональных высот он не достиг, всегда остается человеком. И свободное время Юрий Яковлевич отдает семье и любимому увлечению - рыбалке. Он тонко чувствует и понимает природу, ее первозданные дары: водную гладь, шепот леса, тепло прибрежного песка. Здесь отдыхает не столько телом, сколько душой. Но не чужд он и драйва - кается, любит автомобили. Особенно джипы, их мощь и «вездеходность». С наслаждением водит свой «Touareg». Но более всего увлечен Юрий Яковлевич путешествиями. В списке «охваченных» два десятка больших и малых стран. Этому своему хобби отдается всем сердцем.

Таков его мир, простой и сложный одновременно. Как и Харьков, в котором он живет, и который олицетворяют для него два образа - Госпром и Успенский собор. Город, который он любит и который строит.

По материалам Харьковского портала новостроек «СтройОбзор»

http://www.stroyobzor.net.ua/magazine/index.php?ga_for_oid=364



Другие новости и события

Дмитрий Кутовой: «Да, я счастливый человек»Дмитрий Кутовой: «Да, я счастливый человек» // 15.06.2009
Директор МКДУ с момента основания компании.

Анатолий Денисенко: «Я просто взял французский толковый словарь и нашел в нем нужное слово»Анатолий Денисенко: «Я просто взял французский толковый словарь и нашел в нем нужное слово» // 06.02.2009
Президент корпорации «Авантаж»

СтройОбзор - портал новостроек
Интернет-портал недвижимости www.meget.kiev.ua
БудФонд
Строительная бухгалтерия
Группа изданий КАПСТРОИТЕЛЬСТВО